Рост цен на авиабилеты, скорее всего, обусловлен инфляционными процессами в целом и увеличением налоговой нагрузки на экономику, но не связан с ростом цен на топливо, считает эксперт Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев. Механизм сглаживания колебаний цен на авиакеросин, заработавший с 1 августа, позволит стабилизировать ситуацию со стоимостью авиабилетов.
Рост цен на авиабилеты
Перед началом выступления на заседании президиума Госсовета президент РФ Владимир Путин указал главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву на рост цен авибилетов, который опережает инфляцию. «Виталий, больше инфляции — 7% рост!», — обратился Путин к руководителю авиакомпании.
Чуть ранее в ходе Восточного экономического форума представитель Минтранса сообщила журналистам, что стоимость авиабилетов в первом полугодии 2019 года выросла на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Президент в июле уже обратил внимание на то, что стоимость топлива отражается на ценах авиабилетов, поэтому поставил задачу правительству разобраться в ситуации с высокими ценами на авиакеросин в России.
«В этом году не отмечается резкого подорожания цен на топливо, ситуация касается бензина, дизеля, а также керосина. Рост цен на авиабилеты, скорее всего, обусловлен, инфляционными процессами в целом и увеличением налоговой нагрузки на экономику, но не связан с ростом цен на топливо. В какой-то мере на ценах мог сказаться тот факт, что в прошлом году авиакомпании не в полной мере перенесли рост топлива в билеты и произошел несколько отложенный рост.
Но если мы будем смотреть именно на топливную составляющую, то доля этого роста невелика. К тому же в случае с авиакеросином уже приняты необходимые меры по аналогии с бензином и дизелем, то есть введен возвратный акциз, демпфер, позволяющий авиакомпаниям оформлять возврат части средств из бюджета.
Сейчас они просят увеличить им таким образом преференции, так как на данный момент внутренняя стоимость керосина превышает экспортную, и цены на керосин выше, если сравнивать их с экспортной альтернативой. Тем не менее, в последние годы объемы производства керосина не растут, они колеблются в районе 10 млн тонн в год и большая часть из этого потребляется внутри страны. Демпфер был создан для того, чтобы сгладить колебания цен», — объясняет эксперт ФБА «Экономика сегодня».
Компенсация части расходов на авиакеросин
Напомним, что в ходе прямой линии Путин затронул вопрос о
повышении цен на топливо. В 2018 году цены на авиатопливо выросли более чем на 30%, а стоимость билетов на самолеты — на 9,5%. Как добавляет Гордеев, доля авиакеросина в стоимости авиабилетов, если смотреть на отчетность самих компаний, составляет от 25% до 35%. Но в то же время у авиакомпаний есть топливный сбор, который отдельно выделяется и зависит в целом от расстояния маршрута.
«В случае резкого повышения цен на нефть повысится экспортная альтернатива, и чтобы топливо оставалось на внутреннем рынке, разницу компенсируют в рамках демпфера. Если цена будет превышать планку, влияющую на цены авиационных билетов, авиакомпании получат доплату из нефтегазовых доходов. Тем не менее, пока цены на нефть колеблются около 60 долларов на баррель, никакой угрозы нет. В крупном опте цены стабильны и находятся около 45 тысяч рублей за тонну на НПЗ, хотя далее цена растет за счет логистики и каких-то еще сборов», — объясняет эксперт.
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта ранее отзвучало прогноз, согласно которому по итогам 2019 года стоимость авиабилетов вырастет на 9-10 % по сравнению с прошлым годом. В Федеральной антимонопольной службе заверили, что служба не оставит без внимания заявления должностных лиц о росте цен на авиабилеты и изучит деятельности организации на предмет сговора. По утверждению ФАС, опросы финансовой поддержки отрасли не могут решаться с помощью шантажа пассажиров.
«В прошлом году у правительства были опасения, что в зачет компенсации акцизов перевозчики попробуют скрыть иные расходы. Но если мы будем смотреть на отчетность компаний, то там они традиционно показывают свои расходы на керосин в размере около 30%. А крупные компании еще и минимизируют свои риски, закупая топливо впрок», — отмечает Гордеев.
Ряд экспертов все же считает, что за счет роста цен на билеты авиаперевозчики частично компенсируют свои убытки. Если в 2018 году авиакомпании потеряли около 54 млрд рублей, то в первом квартале 2019 года их операционные убытки составили 45 млрд рублей, что на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года.