В целях реализации национальных проектов на социальное обеспечение из бюджета выделяются большие объемы денежных средств. Но для увеличения заработных плат работников социальной бюджетной сферы необходимо внести изменения и в Трудовой кодекс, объясняет доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов.
Проект федерального бюджета до 2022 года
На заседании 19 сентября правительство РФ рассмотрит проект федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Как отметил премьер-министр Дмитрий Медведев, необходимо начать обсуждение бюджета с социальной сферы. В частности речь пойдет о средствах, которые будут выделены на демографию, здравоохранение, образование, науку, молодежную политику и на социальное обеспечение.
Медведев назвал одной из ключевых задач правительства продолжение работы над достижением основных целей национального развития, над выполнением национальных проектов и других направлений деятельности, а также государственных программ. При этом расходы на развитие социальной сферы занимают самую значительную долю бюджета, и аналогичные приоритеты сохранятся в трехлетке.
«В последнее время мы видим, что средств на социальную политику выделяется довольно много. Может быть, и не в процентах ВВП, но в абсолютных значениях суммы с каждым годом увеличиваются. В целях реализации нацпроектов в области здравоохранения и социального обеспечения большие объемы денежных средств будут выделены и в рамках нового проекта бюджета.
Но здесь нужно проработать изменения в Трудовой кодекс и в положения об оплате труда, изменить законы так, чтобы не было неоднозначных трактовок. Предыдущие изменения в трудовое законодательство в 2007—2009 годах способствовали тому, что заработная плата в здравоохранении и системе дошкольного, школьного и послевузовского образования, а также в сфере социальной защиты с каждым годом снижалась, и эту тенденцию необходимо преодолеть», — отмечает собеседник ФБА «Экономика сегодня».
Вся зарплата должна быть завязана на величину МРОТ, куда включается оклад, надбавки и доплаты стимулирующего и компенсационного характера, добавляет Алисенов. Сейчас же должностной оклад гарантируется, а надбавки и доплаты зависят от обстоятельств, в результате чего выплаты стимулирующих надбавок являются инициативой руководителей учреждения. Именно поэтому необходимо не только выделить дополнительные объемы денег через бюджет, но и внести соответствующие изменения кодекс.
Система оплаты труда бюджетников
«Только при таком комплексном подходе мы сможем выполнить майские указания. Большие нарекания по майским указам 2012 года связаны с тем, что выполняются они далеко не во всех регионах. Всего четыре региона смогли выполнить указы по всем критериям. Изменения же в законодательство позволят рассчитывать, что зарплаты и благосостояние работников социальной сферы вырастет в реальном выражении.
Вся эта работа должна найти отображение в рамках обсуждения проекта к бюджету, чтобы впоследствии их можно было внести на законодательном уровне. Пока же система оплаты труда предоставляет больше самостоятельности субъектам РФ и руководителям конкретных хозяйствующих субъектов. А с их подачи зарплаты могут снижаться на законных основаниях, что осложняет выполнение майских указов», — подчеркивает Алисен Алисенов.
Напомним, что для реализации майского указа президента РФ Владимира Путина правительство запустило 13 национальных проектов, бюджет которых до 2024 года оценивается в 25,7 триллиона рублей. Больше половины от этой суммы выделят из федерального бюджета. Среди крупнейших направлений эксперты называют автодорожный нацпроект с объемом трат под 5 триллионов рублей до 2024 года, инфраструктурный и демографический проекты.
Серьезное внимание также будет уделено сфере здравоохранения, образования и масштабному переходу на цифровые технологии. Расходы региональных бюджетов на реализацию нацпроектов оцениваются в 4,9 триллиона рублей. По словам Путина, при реализации нацпроектов власти также рассчитывают на самое тесное и результативное партнерство со стороны бизнеса.
Как ранее отметил заведующий кафедрой финансового менеджмента РЭУ им. Плеханова Константин Ордов, для российской экономики реализация нацпроектов должна стать
неким «спусковым крючком», обеспечивающим реальное ускорение темпов роста, а пока мы только раскачиваемся. В идеале финансирование в рамках нацпроектов должно вытянуть российскую экономику на устойчивые темпы роста не менее 4% в год, но пока «хромает» кассовое исполнение, что вызывает оправданную реакцию главы правительства.